Дистанционное образование становится все более популярным: в интернет-школах
есть учителя, психологи и классные руководители, только на уроки ходить
не надо — заниматься можно и за компьютером не выходя из дома. В
интернет-школе есть все, что в обычной: преподаватели, методисты,
администраторы, психологи и собственно уроки. Есть даже классные
руководители под названием тьюторы, которые помогают ученикам освоиться
с необычной формой учебы. Только присутствовать на уроках ученики и
учитель могут не выходя из дома.
«Просвещение.ru» — одна из нескольких школ дистанционного образования в России, которая в этом году получила право выдавать выпускникам аттестат государственного образца.
Сколько их всего в стране, неизвестно: Рособразование просто не ведет
статистику. Да и спрос на интернет-образование школьников никто не
оценивал. «Научного исследования у нас нет, — говорит руководитель
управления подведомственных учреждений Российской академии образования
Тимур Темиров. — Однако наш мониторинг, проведенный в этом году,
показывает, что дистанционное образование школьников очень
востребовано». Руководители интернет-школ тоже отмечают приток
учеников: если в «Просвещении.ru» и «i-Школе» наблюдают плавное увеличение числа поступающих, то в «Интернет-школе» на базе Центра интенсивных технологий образования (ЦИТО) эта цифра по сравнению с прошлым годом выросла вдвое.
Перспективы дистанционного обучения в целом аналитики описывают радужно: к примеру, по оценкам компании Cortona Consulting, среди клиентов которой BBC и Intel,
рынок интернет-образования не просто стабильно растет, он достигнет к
концу десятилетия 50 млрд долларов. Со школьниками дела обстоят
сложнее. «На мой взгляд, нет вопроса — интернет-школа или обычная, —
говорит Галина Мисютина, директор Центра интенсивных технологий
образования. — Важно качество образования».
Большинство интернет-школ создавалось в рамках или в результате государственных образовательных экспериментов.
К примеру, «Интернет-школа» на базе ЦИТО появилась как результат
проекта Министерства образования — внедрить современные технологии в
учреждения среднего профессионального образования. Эксперимент
закончился, а технологии, постоянно дорабатываемые и дополняемые, по
профильным и общеобразовательным предметам за 10-11-е классы у ЦИТО
остались. 11-летняя «i-Школа» (официальное название — центр образования
«Технологии обучения») создана Департаментом образования Москвы в
рамках организации обучения детей-инвалидов. В ней, кстати, такое же жесткое расписание уроков, как в обычной школе, только у каждого ученика индивидуальное. Детям-инвалидам компьютеры и выход в интернет оплачивает правительство Москвы. А сам процесс обучения бесплатный для всех.
Дистанционное образование активнее всего распространяется в США:
причем как частное, так и государственное. Государственная школа
K12 бесплатно не просто учит, но еще и присылает все необходимое — от
пособий до красок и даже оплачивает выход в интернет. «Программа лучше,
чем в подавляющем большинстве государственных американских школ, —
рассказывает Екатерина Шнитке из Лос-Анджелеса, мать ученика K12. — И
нам нравится после обычной школы, и результаты ежегодного тестирования
учащихся высокие». Екатерина услышала о К12 от знакомых в тот момент,
когда подыскивала для сына школу получше. Днем она работает дома,
поэтому может проследить за учебой сына. «Мне понравилось, что родитель
может влиять на ход урока, — говорит Екатерина. — Выбрать классический
урок или остановиться только на сложных понятиях, пропустить глупые
задания и предложить свои. А у сына появилось больше свободного времени
на прогулки, спорт и общение. Потому что ему не нужно ждать, когда урок
усвоят еще 29 учеников из класса».
Источники информации:
- В школу не пойдем - газета “Ведомости” от 14 сентября 2007 года;
- Интернет-школа «Просвещение.ru»
- является средней общеобразовательной школой (лицензия № 021763,
свидетельство о государственной аккредитации № 007356). Здесь любой
желающий может учиться по программам 10 и 11 класса, сдать экзамены и
получить аттестат о среднем (полном) общем образовании государственного образца. Компанией
разработана комплексная система дистанционного обучения, размещенная в
пространстве интернет. В ней содержатся все необходимые учебные
материалы, система коммуникаций между учащимися и сетевыми учителями,
технические средства учета успеваемости и многое другое.
- i-Школа
- (школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов) - это
структурное подразделение ГОУ Центра образования "Технологии обучения".
Открыта в 2003 году в рамках проекта "Развитие информационной
образовательной среды для детей-инвалидов", который реализуется Департаментом образования города Москвы.
В школе обучается более 1 тысячи учащихся с 1 по 11 класс. Школа
предлагает учащимся более 100 курсов по различным предметным
направлениям: гуманитарному, естественно-математическому,
технологическому. В каждом направлении есть курсы, построенные по
программам общеобразовательной школы, а также курсы творческие,
проектные, для абитуриентов и для желающих получить
предпрофессиональную подготовку. По окончании обучения учащимся
выдаются аттестаты государственного образца.
- Интернет школа - получение полного среднего образования через интернет. По
программе мосовских общеобразовательных школ, поддержанной Московским
городским Департаментом образования и Министерством образования и науки
России. Школы проводят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию, осуществляют непосредственную подготовку к экзаменам, выдают государственные документы об образовании - аттестаты.
Центр организует интенсивные занятия экстернов, в том числе через
Интернет, разрабатывает учебно-методические материалы и пособия для
этих занятий, а также для самостоятельной подготовки, текущей и
промежуточной аттестации, обеспечивает другие виды учебно-методической
поддержки экстернов.